МОЙ ОГРОМНЫЙ ТРАКТАТ ПРО КРИТКИКУ
АллаМак написал(а):я 100 раз оговорилась, что в целом от концерта впечатление было самое позитивное!!! И если всех и всегда только по голове гладить и не говорить про ошибки - то прогресса не будет никогда
В том-то и дело, Ал, что не 100!
Критика, безусловна, очень нужна, без нее действительно нет роста, нет движения вперед. Но критика должна быть такой, чтоб после нее хотелось что-то улучшить, а не бросить все к едрене матери. И это – ЦЕЛОЕ ИСКУССТВО! Мало кто умеет критиковать так, чтоб руки не опускались. И поэтому я считаю, что с критикой нужно очень и очень осторожно.
Золотое правило: если тебе что-то не понравилось – не лезь со своими замечаниями до тех пор, пока тебя не попросили рассказать об этом. А если не просят – значит это никому не надо. А раз не надо – то критика твоя только обидит и не принесет никакой пользы человеку, которому ты на самом деле искренне хочешь помочь. (Многие девчонки дуются теперь на тебя )
Исскусством критиковать так, что горы хотелось сдвинуть после этой критики, обладал один из моих педагогов - Александр Березин (который дуэт нам с Андрем ставил). Так вот, строил ее он таким образом: на 90% - он пел дифирамбы и возвеличивал твои успехи и достижения, и лишь на 10 % - критиковал. И когда критиковал - не использовал никаких обидных выражений, в основном все сводилось к тому, что если что-то: усилить, углубить, расслабить, улыбнуться, вдохнуть, выдохнуть, повернуть голову, выпрямить руку и т.д. и т.п. - ТО БУДЕТ НАМНОГО ЛУЧШЕ.
К сожалению, я сама так не умею, хоть и стараюсь. Стараюсь более чутко прислушиваться к людям. Зачастую мне удается понять, к кому из девочек можно лезть с замечаниями и исправлять ошибки, а кого надо оставить вообще без внимания, потому что пристальное внимание со стороны педагога у некоторых подкашивает ноги. Стараюсь, но проколы случаются. Вон бедную Алену, которая крылья танцевала, до слез довела на последней репетиции перед концертом, извинялась потом. Каждый человек - уникален. Бесспорно, есть такие, которые наоборот от критики мобилизуются и творят чудеса. Но на своем уже немалом педагогическом опыте я поняла, что большинство людей весьма ранимы, и стоит чуть-чуть передавить с замечаниями, как человеку больше ничего не хочется.
Поверь, Ал, раздолбаев и лентяев у нас в студии очень мало, в основном все стараются и выжимают из себя максимум того, что могут. Зрителям со стороны это может и не видно, а я-то знаю, что вот эта, например, девочка вообще была деревянная, и то что она выдает на сегодня – колосальный прогресс для нее! Да наплевать мне сейчас на ее руки или перепуганное лицо: та работа, которую она провернула – огромна и бесценна! И поэтому ИМЕННО И НАДО ГЛАДИТЬ ЕЕ ЗА ЭТО ПО ГОЛОВКЕ. Она сама не дура, увидит на видео, что ей еще многому нужно учиться. Но поддержка вдохновит ее заниматься и совершенствоваться, а критика может подрезать крылья.
Это как с ребенком, который учится ходить: то, что он качается, криво ставит ножки и через каждые два шага падает – всего лишь проходной этап. Любая мама (в отличие от другого ребенка, который уже научился ходить и теперь этим хвастается) знает, что этот этап нужно пройти, и ей в голову не приходить ругать (критиковать) его за то, что он падает, или требовать, чтоб сразу ходил как звезда на подиуме.
АллаМак написал(а):Кроме того, про новичков я вообще ничего не говорила, ибо там итак все понятно - оказаться на сцене после полугода занятий - это подвиг!
Только никто не понял из первого твоего сообщения, что ты к продолжающим с претензиями. Вон на него Оксана первая откликнулась, которая всего четыре месяца занимается и у которй был дебют. И, как видишь, она твою критику сразу примерила на себя. К счастью, не обиделась, но все равно... Мне кажется, что более корректно оставить право кого-то критиковать за педагогом, а?
НО ВСЕ РАВНО ТЕБЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО! И ЗА ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ И ЗА ТАКОЕ ОЖИВЛЕНИЕ ФОРУМА!
Думаю, что излишняя требовательность к себе и к другим мешает жить и получать удовольствие от жизни, которого нам всем так не хватает. А ведь к нам в студию девочки приходят именно за удовольствием, и никак не не за тем, чтобы стать профессионалами в танце!
Хотя даже в профессиональных хореографических училищах многие "ломаются", не выдерживая именно психологическую нагрузку, т.е. критику.
Поэтому давайте будем добрее друг к другу и постараемся вести себя более тактично не только на концерте, но и в классе, для чего я предлагаю вам ознакомиться со следующими пожеланиями:
НА КОНЦЕРТЕ:
1. Когда приглашаете своих друзей и близких на концерт, объясните им, что поддерживать апплодисментами нужно ВСЕХ, потому что все стараются и всем страшно, а апплодисменты зрителей помогают найти почву под ногами, которая зачастую пытается уплыть.
2. Объясните своим друзьям и близким, что находясь в зрительном зале или в фойе ни в коем случае нельзя обсуждать друг с другом кого-то, кто им возможно не понравился, потому что родственники этого самого человека могут находиться рядом и им будет неприятно это слышать. Я знаю, иногда так хочется посплетничать, но все же: если есть что обсудить и покритиковать – потерпите немного, обсудите попозже!
3. Сами старайтесь поддерживать не только своих танцующих подруг, но и девушек из других групп.
4. Если вам кто-то или что-то не понравилось – ни в коем случае не высказывайте это, если вас не просят об этом, ну а ЕСЛИ ЧТО-ТО ПОНРАВИЛОСЬ – ГОВОРИТЕ, КРИЧИТЕ, ТРУБИТЕ об этом везде и всюду и чем больше, тем лучше. Тогда у всех будет больше РАДОСТИ!
В КЛАССЕ:
1. Ни в коем случае на занятиях не делайте замечания друг другу – на это имеет
право ТОЛЬКО ваш педагог! Поставьте себя на место того человека, которому вы собираетесь сделать замечание – представьте, что этот же человек делает замечание вам – вряд ли вам будет приятно. Даже если вы сами себя расцениваете как более опытного, с этим вполне может не соглашаться тот, кому вы хотите сделать замечание.
2. Если вы заметили у кого-то какую-то ошибку, которую не заметил ваш педагог (за всеми действительно не усмотришь) и в вас проснулось горячее желание помочь – не кричите об этом на весь класс, а подойдите к педагогу и тихонечко, чтоб никто не слышал, сообщите об этом. Это будет тактично.
3. Насчет «места под солнцем»: когда одни и те же люди на занятиях всегда стоят в центре и в первом ряду, а другие всегда по бокам и сзади – это не совсем справедливо, правда? Я не могу разорваться и контролировать все, в том числе и ваши места в классе. Предложите сами меняться друг с другом – тот, кто не хочет лезть в первый ряд, откажется, а тот, кто хочет, но стесняется - будет вам очень благодарен.
4. Не заходите в класс, если там еще занимается предыдущая группа: вполне возможно, они не хотят, чтоб на них смотрели!
А уж если вы все-таки зашли, намекая педагогу на то, что уже ваше время, то ни в коем случае не разговаривайте друг с другом даже шепотом, потому что вы очень мешаете и сами у себя отнимаете время. Дайте возможность педагогу закончить занятие.
P.S. По-моему, сей трактат достоин того, чтоб превратить его в отдельную статью и выложить его также на самом сайте, а?
Отредактировано Елена Саковец (2009-06-13 01:22:27)